Яндекс представил алгоритм Вега
Поиск в Интернете меняется. Если несколько лет назад безоговорочным лидером Рунета считался Яндекс, то по итогам этого года российский поисковик занимает чуть больше половины рынка, а именно 50,4%. Google, пока еще, не получил вторую половину сегмента русскоговорящих пользователей Сети. Чуть более 46% пользователей Рунета отдают предпочтение американскому сервису. Но показатели год от года растут, а в мобильном секторе, лидерство уже за Google. Незначительная часть поискового трафика за mail.ru и Bing – поиск, по умолчанию идущий в комплекте с Win10.
Меняется не только картина по распределению интересов посетителей поисковых систем, алгоритмы постоянно, хотелось бы сказать, совершенствуются, но результаты модификаций не всегда очевидны, посему будет более уместным использовать термин «изменения поисковых алгоритмов». Недавно Google сообщил о новом алгоритме, и вот Яндекс объявил о глобальном обновлении «Вега». Что изменится в поиске сейчас и как это отразится на тех, для кого продвижение сайтов является основным источником заработка?
Прежде всего, Яндекс анонсировал более «точные и быстрые» ответы на запросы пользователя за счет внедрения более полутора тысяч улучшений, как разрабатываемых непосредственно для «Веги», так и добавленных в поиск за последний год. Задача решалась, как и с развитием технологий искусственного интеллекта, так и с учетом «ручной настройки» (если так можно выразиться), используя сигналы экспертов асессоров при калибровке алгоритма и машинного обучения. Теперь пользователи смогут находить ответы на свои вопросы, по утверждению представителей компании, «в конкретном микрорайоне, квартале или даже доме».
Основные изменения:
Повышение качества поиска
Яндекс научился составлять поисковую базу с помощью нейросетей — они распределяют документы из базы по «смысловым кластерам». Такой подход даёт выигрыш во времени и вычислительных ресурсах. За счёт высвобождения ресурсов поисковую базу удалось увеличить вдвое. Теперь поиск находит даже страницы, которые могут потребоваться людям 1–2 раза в год.
Мгновенные ответы
В мобильном поиске появилась технология предварительной загрузки результатов поиска (пререндеринг). Она угадывает, каким будет полный текст запроса, в момент, когда человек только набирает первые слова. Технология позволяет сформировать результаты поиска заранее и мгновенно показать их пользователю, когда он нажмёт кнопку «Найти». Это экономит время, особенно при медленном Интернете.
Экспертный поиск
Яндекс внедрил новый алгоритм ранжирования и обзавёлся асессорами-экспертами. Каждый такой асессор — профессионал в той или иной области. Например, асессор-гидролог понимает, как объяснить процесс [образования двухэтажных рек], и может квалифицированно оценить, насколько хорошо веб-страницы отвечают на запросы на эту тему. Вердикты асессоров-экспертов — ключевой сигнал для обучения нового алгоритма. Также Яндекс запускает сервис Кью, где учёные, профессионалы и просто разбирающиеся люди отвечают на вопросы пользователей. Оценки асессоров-экспертов и объяснения от специалистов из Кью позволяют получить полный и понятный ответ даже на сложные запросы.
Гиперлоальность
Яндекс обновил сервисы Район и Услуги. В Районе появились чаты, где могут общаться жители одного и того же дома, а Услуги научились показывать предложения услуг на карте. Теперь к Яндексу можно обращаться с задачами, которые раньше решались в основном в офлайне: от поиска сбежавшего кота до вызова на дом сантехника, готового приехать в течение получаса.
Оценить эти нововведения предстоит пользователям, но претензии к Яндекс среди СЕО-специалистов уже имеются. Не стоит думать, что эти недовольства относятся непосредственно к новому алгоритму, они копились на протяжении последних лет, но претензии актуальны. Вот что можно увидеть на форумах общения веб-разработчиков...
«Настойчиво пропихивают турбо-страницы, не ограничиваясь информационниками там где надо и там где не надо».
«Загоняет в турбо, убивая поиск в целом».
Чем же так плохи турбостраницы?
Предположим, что у Вас есть сайт. Он грамотно разработан, на сайте имеется полезный контент, затрачены средства на рекламу, продвижение проекта... Яндекс, действительно, настойчиво предлагает веб-мастерам создать турбостраницу для, якобы, удобства пользователям, для выдачи по поисковым запросам на приоритетных местах и так далее... На деле же, турбостраницы – это, как бы поддомен Яндекс., Адреса любых страниц начинаются с yandex/ваш_сайт. В итоге, поведенческие факторы, о важности которых так любят рассуждать сотрудники компании, влияние могут оказать только для сайта, доменное имя которого начинается с yandex/...