Что такое парсинг и парсер?
В чем разница между понятиями парсер и парсинг? Парсинг (Parsing) – это процесс синтаксического анализа, во время которого полученные данные разбиваются на более мелкие элементы для облегчения перевода их на другой язык. Анализатор – это компонент компилятора или интерпретатора, своего рода переводчик, который принимает входные данные, программные инструкции и разбивает их на слова, символы, т.е. на токены (наименьшую единицу языка программирования). Таким образом происходит лексический анализ.
Программа обрабатывает, анализирует полученную информацию, проверяет данные синтаксиса, чтобы удостовериться, что их достаточно для построения структуры синтаксического древа, что они образуют осмысленное выражение и что они размещены в конкретном необходимом порядке.
Полученные таким образом токены используются в программировании, например, они являются входными символами для парсера. На основе этих данных и базируется вся его работа. Данная математическая модель может быть написана любым из языков программирования, например, Python, PHP, Perl или др. Затем из полученных данных происходит генерирование кода или сортировка по определенным критериям. То есть программа для парсинга это и есть парсер.
Парсер — это программное решение или скрипт, который предназначен для поиска, сбора информации с различных веб-ресурсов в сети, а также извлечения данных, их автоматической обработки и анализа.
Итак, парсер – это программное решение, парсинг – сам процесс. А парсить – это собирать и систематизировать информацию со сторонних ресурсов с помощью специальных программ, автоматизирующих процесс. С терминами разобрались, идем дальше.
Зачем нужны эти парсеры?
Все эти программы действуют практически по одному алгоритму и сфера их применения очень широка. С помощью подобных программ, сервисов или скриптов, можно выполнить:
Парсинг метаданных и комплексный анализ сайта. Благодаря этому существенно сокращаются трудозатраты СЕО специалистов, так как есть возможность парсить title, description и многое другое. Возможно достаточно быстро провести технический аудит, обнаружить неработающие ссылки, дубли страниц, ошибку 404, проверить коды ответа и др. Кроме того, подобные программы позволяют достаточно просто находить ключевые ошибки во внутренней оптимизации ресурса.
Парсинг цен. Это очень востребованная услуга, так как благодаря этой процедуре возможно отслеживать цены конкурентов, сопоставлять их с вашими и корректировать их при необходимости. Или же актуализировать свои цены в соответствии со стоимостью товара у вашего поставщика. Подобные услуги актуальны и востребованы не только для интернет-магазинов, но и могут пригодиться для компаний, работающих в сфере услуг.
Парсинг каталога. Это идеальный инструмент для заполнения/пополнения/обновления вашего каталога информацией. Процесс происходит автоматизировано, а не в ручном режиме, и все данные о товарных позициях, включая артикул, название продукции, описание, изображение, стоимость и т.д. загружаются с сайта вашего поставщика. Это не только существенно экономит время, но исключает любого типа ошибки, возникающее по причине человеческого фактора. При этом возможно добавлять свою наценку (если парсите товар с оптовыми ценами), а также настраивать автоматический сбор/обновление данных по графику. Подобные услуги необходимы при открытии торгового представительства в интернете, заполнения сайта по продаже недвижимости или пополнения сайта-каталога новыми объектами.
Кроме того, подобные программы возможно установить на веб-ресурс производителя и каждый, интересующийся товарами этой компании, сможет воспользоваться парсером прямо на сайте, и выгрузить весь ассортимент продукции на свой ресурс.
Где используется парсинг?
Он широко используется в различных технологиях: в языках программирования, моделирования, в базах данных, в качестве интерактивного языка, HTML, XML, для протокола HTTP и др.
Как найти оптимальный для себя парсер?
На сегодняшний день у вас есть несколько вариантов:
1. Заказать парсер у компании, специализирующейся на их разработке.
2. Воспользоваться облачными сервисами. Можно использовать готовые программы в сети, они есть как бесплатные, так и платные, при этом ничего не нужно скачивать и устанавливать на свой компьютер. Весь процесс проходит в облачном сервисе, а вам остается только скачать результат. Бесплатный вариант подойдет далеко не всем, так как он ограничивает вас либо по времени, либо по объему данных.
3. Использовать десктопные программы. Подобные платные инструменты разработаны под Windows на macOS и их необходимо запускать с виртуальных машин, обычно это сложные программы с мощным функционалом. Некоторые из них также можно запускать с внешнего накопителя. Но в любом варианте, коробочная версия – это программа, которая устанавливается на ваш компьютер, и вы работаете с ней в окне.
4. И последний вариант. Если у вас в компании работает программист, то он может разработать программу «заточенную» под нужды вашего предприятия. Но к сожалению, это не всегда выполнимо, так как вовсе не обязательно, что в штате организации присутствует IT-специалист.
Советы по выбору парсера
Важно сразу отметить, что, если вам необходимо производить сложную обработку данных или у вас крупный проект, и необходимо парсить большие объемы, то для этих задач оптимально будет разработка собственного парсера под ваши конкретные цели.
В остальных случаях при выборе программы вам необходимо определить для себя:
1. Цели и задачи парсера. Какая информация вас интересует, и для чего она вам нужна? Это могут быть: данные для наполнения/обновления каталога, анализ цен с нескольких сайтов в вашей нише, комплексный аудит сайта, в том числе и конкурентов и т.д.
2. Объем. Важно определиться в каком виде информацию вы хотите получать, и какой объем данных вы планируете парсить.
3. Регулярность. Важно учитывать, как часто вы собираетесь парсить данные. Это будет происходить регулярно (с определенной периодичностью раз в день/неделю/месяц) или единоразово.
4. Перед тем как приобретать ту или иную программу, выберите несколько инструментов и попробуйте поработать в их демо-версиях. Так вы сможете их оценить на практике и решить подходят ли они для решения ваших задач.
5. Цена – качество – удобство – полезность. Определите для себя наиболее подходящий для вас сервис по этим критериям.
Важно отметить, что как существует серое и белое продвижение, так есть серый и белый парсинг. Все вышеперечисленные действия относятся к последнему – законному способу добычи информации. К серому же относят, например, парсинг контента целиком с сайта конкурента или сбор с различных сервисов персональных данных для организации спам-рассылок или прозвонов. Мы занимаемся сбором информации, находящейся только в открытом доступе и не нарушаем законы. И немного подробнее о легальности этого процесса.
Парсить – это законно?
Согласно статье 29. 4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исключением являются сведения, составляющие государственную тайну, что определяется федеральным законом. Таким образом, в законодательстве РФ нет запрета на сбор открытой информации в интернет-сети.
Например, вам нужно спарсить цены с ресурса вашего конкурента. Вся эта информация есть в открытом доступе, и в принципе, вы можете в любой момент посетить этот веб-ресурс и переписать с него цены вручную. Но с помощью парсинга вы просто делаете это автоматизировано. Но, совсем другая история, если вы собираете персональные данные пользователей и хотите использовать их для таргетированной рекламы или спам-рассылок. Согласно закону о защите персональных данных делать это запрещено, и, соответственно, использовать подобную информацию незаконно. Также незаконно использовать парсинг с целью организации DDOS-атаки.
Подводя итого, стоит отметить, что преимущества использования парсинга очевидны, особенно, если его сравнивать его с ручным сбором данных. Это быстрый и эффективный процесс, который полностью исключает ошибки в отчетах, и предоставляет огромные возможности в его настройке, так, например, можно задать множество параметров для составления выборки или настроить периодичность сбора данных и многое другое.